Влияниe трудoвoй мигрaции нa экoнoмику и oбщeствo мoжнo прoслeдить пo дoкумeнтaм и oтчётaм, нo вoпрoс влияния трудoвoй мигрaции нa рeлигию oстaeтся дo кoнцa нe исслeдoвaн. Oсoбeннo, кoгдa идeт рeчь o стрaнax, гдe трудoвaя мигрaция лeглa в oснoву экoнoмичeскoй и сoциaльнoй динамики. Но как показывают наблюдения в Таджикистане, активная миграция работоспособного населения оказывает влияние не только на экономику, но и на восприятие и практику ислама, что приводит к закреплению в этой местности радикальных течений Ислама.
Трудовая миграция началась в конце 1990-х гг. из-за экономического роста и дефицита рабочей силы в постсоветской России. Приезжие работают в строительстве, на транспорте, рынках, техобслуживании и делают другую черную работу. Глобальный финансовый кризис также увеличил спрос на дешевую рабочую силу в России.
Одновременно с ростом эмиграции в Таджикистане наблюдается и рост религиозности населения. Эта тенденция выходит за рамки определенных социальных и возрастных групп, которых традиционно считают «консервативными». Бросая вызов официальным ограничениям, число приверженцев Ислама растет среди молодежи и женщин среднего возраста, особенно в городах. Женщины начали носить хиджаб, который отличается от традиционного платка, увеличивается число магазинов, где уже не продают алкоголь. По данным International Foundation for Election Systems на 2010 г. ежедневные молитвы выполняют 63 % опрошенных, тогда как в 1996 г. было всего 27%. 71 % заявили, что религия играет важную роль в их жизни.
Растущая религиозность (или хотя бы религиозная идентификация) населения, которая как и любое социальное и идеологические движение трудно поддается контролю властей, вызывает некоторые опасения у правительства. Об этом свидетельствует ряд законов, принятых за последние десять лет, чтобы обуздать эту тенденцию. В результате, как утверждают некоторые, в Таджикистане проблема не религиозного радикализма, а светского. Среди таких мер был запрет женщинам и несовершеннолетним посещать мечеть, правительство выдает списки с темами пятничных проповедей, закрыты некоторые мечети, ограничена деятельность суннитских школ ханафитского мазхаба, идет давление на независимых религиозных лидеров. В 2010 г. была проведена насильственная репатриация сотен молодых таджиков, которые для изучения Ислама отправились в аль-Азхар, хургада и другие учебные заведения Египта, Пакистана, Саудовской Аравии и Ирана. Последние сформировали сравнительно небольшую, но все же важную часть миграции. Другими словами, молодежь имеет больше знаний в религии, чем официальное духовенство, имеющие за спиной только власть. Теперь вернувшиеся студенты бросают им вызов.
Таким образом, среди видимых последствий миграции на религиозную жизнь можно выделить следующее. Во-первых, количество прихожан в мечети значительно отличается во время и вне сезона миграции, в связи с отсутствием мужчин. Миграция сельского населения в города имеет свои особенности. Попадая в светскую среду, человек, который хоть немного практиковал Ислам дома, не отказывается от веры, а наоборот, начинает с большим усердием соблюдать предписания. Это можно объяснить стремлением продолжить традиции и культурной защитой в новых социальных условиях. Но среди тех, кто раньше ежедневно выполнял пятикратную молитву, некоторые прекращают читать намаз.
Один из эмигрантов в Москве рассказал, что в 90-е гг., работая в Москве, они наблюдали безработицу, алкоголизм и наркоманию среди населения. Это сделало их более ответственными и верующими.
Некоторые эмигранты работают в городах, таких как Казань и Екатеринбург, где преобладает татарская мусульманская община. Наличие здесь религиозной инфраструктуры также повлияло на религиозное самосознание таджиков. По словам имама сельской местности в Вахше, «почти половина из возвратившихся на родину, более религиозны, чем до отъезда». Вернувшийся из Пакистана студент говорит, что за два года его отсутствия он заметил, как вернувшиеся из России люди стали строже соблюдать Ислам, по крайней мере некоторые хотя бы отказались от алкоголя. Иммигранты в России на немусульманских территориях сталкиваются с меньшими проблемами религиозной дискриминации, чем у себя в стране, а также уровень доверия сто стороны официального духовенства, также способствует их склонению к Исламу.
Другой фактор, хоть и косвенный, все же играет важную роль в развитии религии. Миграция увеличивает покупательную способность таджиков, что позволяет им приобретать новые коммуникационные технологии, использовать интернет, видео, спутниковые антенны. Этот процесс уже выходит за пределы крупных городов. С одной стороны, эта тенденция не имеет ничего общего с религией. Тем не менее, вместе с информацией светского характера они получают и религиозные знания. Братья Тураджонзода, а также Хаджи Мирзо, отклонив правительственные темы проповедей, стали выкладывать свои мнения в интернете на своих сайтах, которые доступны как для эмигрантов, так и для мусульман Таджикистана.
И, наконец, отсутствие мужчин в результате эмиграции привело к разделению труда между мужчинами и женщинами. Теперь традиционные мужские обязанности выполняет женщина. Это возлагает на нее еще большую ответственность, в том числе и религиозное воспитание детей. Отсутствие дома главы семьи, запрет посещать мечети, вынуждают женщин обращаться к мужчинам за пределами семьи, чтобы дать религиозное образование своим детям. Это увеличивает роль таджикских репатриантов, которые посещали исламские курсы за рубежом. «Некоторые опасаются, что вернувшиеся из-за границы студенты привнесут радикальные идеи, но большинство этих студентов совсем не экстремисты», — говорит активист из Бохтара.
Миграция является одним из важнейших каналов распространения Ислама в Таджикистане. Этот процесс происходит на стыке традиционной идентичности, постсоветского пространства и глобализации. Чем больше общество сталкивается с дискриминацией со стороны правительства, тем большее значение приобретает роль миграции в исламизации населения.
По материалам